Аутентичность — один из фундаментальных элементов культурного наследия, показывающих или призванных показать, что культурное наследие является несомненно подлинным, что оно может репрезентировать «истинное» прошлое, воплотить «достоверные» факты и т.п. В европейской концепции охраны культурного наследия представлены две противоположные парадигмы аутентичности: исторической материи и исторического образа. Они по-разному трактуют сущность аутентичности культурного наследия (первая парадигма воплощает ее в исторической материи, уникальной и не подлежащей воссозданию; вторая — в историческом образе, который может быть реконструирован) и обращения с ним (первая парадигма предполагает в идеале консервацию объектов; для второй являются приемлемыми и восстановление, метод аналогий и т.п.). В настоящее время официальной считается парадигма исторической материи, хотя на практике очень распространена и парадигма исторического образа.
До последнего десятилетия XX века наибольшее влияние на международную политику в сфере охраны культурного наследия также оказывала парадигма исторической материи, которую стремятся закрепить в качестве универсальной концепции. Примечательно, что на практике существовало большое количество концепций аутентичности, не нашедших отражения в навязываемой концепции. Конфликт между желаемым и применяемым завершился отказом от универсалистской парадигмы и ее заменой релятивистской концепцией охраны культурного наследия, существенным принципом которой является признание того, что существует не одна точка зрения в вопросах охраны культурного наследия, а много точек зрения, в равной мере правомерных и положительных.
В статье представлен анализ истоков, контекста и последствий данного конфликта, а также развития и тенденций понимания аутентичности культурного наследия.The European Tradition: Two Paradigms.
1. VIOLLET-LE-DUC, Eugène Emmanuel. Restoration. Historical and Philosophical Issues in the Conservation of Cultural Heritage. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 1996, p. 314. 2. RUSKIN, John. The Lamp of Memory, I. Historical and Philosophical Issues in the Conservation of Cultural Heritage. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 1996, p. 42. 3. Ibid, p. 322. 4. JOKILEHTO, Jukka. A History of Architectural Conservation. Butterworth-Heinemann, 2002, p. 137–212; CHOAY, Françoise. The Invention of the Historic Monument. Cambridge University Press, 2001. P. 99–116; Historical and Philosophical Issues in the Conservation of Cultural Heritage. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 1996, p. 307–323. 5. FEILDEN, Bernard M.; JOKILEHTO, Jukka. Management Guidelines for World Cultural Heritage Sites. Rome: ICCROM, 1998, p. 66; 6. Ibid, p. 67. 7. Ibid, p. 69. 8. International Charter for the Conservation and Restoration of Monuments and Sites (The Venice Charter 1964). ICOMOS, 1965, a. 9, 11, 12. <http://www.international.icomos.org/charters/venice_e.pdf>. 9. PETZET, Michael. «In the full richness of their authenticity» — The Test of Authenticity and the New Cult of Monuments. Nara Conference on Authenticity in Relation to the World Heritage Convention. Trondheim: TAPIR Publishers, 1995, p. 91. 10. The Riga Charter on Authenticity and Historical Reconstruction in Relationship to Cultural Heritage, 2000, Preamble, a. 5, http://www.altes-rathaus-halle.de/dokumente_17.asp . 10. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO, 1977, a. 9. http://whc.unesco.org/archive/out/opgu77.htm . 11. The Nara Document on Authenticity, 1994, a. 1. <http://www.icomos.org/charters/nara-e.pdf>. 12. The Nara Document on Authenticity, 1994, a. 1, 2, 6, 7. <http://www.icomos.org/charters/nara-e.pdf>. 13. The Nara Document on Authenticity, 1994, a. 6,11–13. <http://www.icomos.org/charters/nara-e.pdf>. 14. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO, 2005, a. 79–86. <http://whc.unesco.org/archive/opguide05-en.pdf>